Я обнаружил, что в госакте на право частной собственности на землю в моем отчестве допущена ошибка. Будет ли это проблемой при оформлении купли-продажи участка? Если да — что делать?
Новые условия и последствия покупки участков сельхоз назначения
Сегодня одной из наиболее актуальных тем для общества в целом и представителей бизнеса в частности является обсуждение подготовленного Государственным агентством земельных ресурсов Украины проектом Закона Украины "О рынке земель".
Адвокат Денис Бугай выражает опасение, что благая цель - создание прозрачного и эффективного рынка земли, операций с землей, может быть не реализована за счет некоторых положений законопроекта.
Например, идея о "привилегированном" положении арендаторов, заложенная в нормах законопроекта, безусловно, является прогрессивной, поскольку взята из положительного опыта стран Европы.Однако, следует учитывать тот факт, что в Украине отсутствует культура землепользования и землевладения, в основе которой лежит рациональное и грамотное использование земли, как основного богатства, а не получение прибыли
Необходимо отметить, что на сегодняшний день, в Украине существует 2 основных типа арендаторов - (1) агрохолдинги и отдельные землепользователи, которые действительно работают на земле, и (2) крупные арендаторы, которые просто нацелены на получения прибыли, часто используя при этом неэффективные методы обращения с землей.
Соответственно, законопроект должен, в первую очередь, защищать первую группу арендаторов, и создать механизм, который не позволит узаконить "теневые схемы" для получения в собственность земель с/х назначения людям, которые непосредственно не связаны с сельским хозяйством.
Поэтому, господин Бугай акцентирует внимание на положении законопроекта, которым устанавливается, что граждане Украины, которые получили земельные участки с/х назначения из земель государственной или коммунальной собственности в постоянное пользование или аренду до вступления в силу Закона Украины "О рынке земли", имеют право на приобретение в собственность таких участков в размерах, которые превышают норму безоплатной приватизации.
Эта норма фактически узаконивает положение о неограниченных размерах земельных участков для постоянных пользователей и арендаторов, что говорит о несогласованности с нормой о граничных размерах земельных участков. На практике, это просто позволит крупным арендаторам просто перевести земельные участки из режима пользования в режим частной собственности.
Нормы законопроекта также усиливают привилегированное положение арендаторов и постоянных пользователей земельных участков за счет предоставления им преимущественного права на приобретении земельных участков, которые находятся в частной собственности.
Денис Бугай обращает внимание, что при продаже таких земельных участков, арендаторы имеют право покупки по цене, которая предлагается другим участникам земельных торгов без ее увеличения, что приведет к отсутствию конкуренции на рынке сельскохозяйственных земель и поставит в невыгодные условия продавца земельного участка.